издания

Блог

Вернуться

Дата | 6 октября 2016

Творят что хотят

фотографии Татьяны Булгаковой, Марии Бочарниковой, Ольги Михалевской, Марины Дмитриевой, Тати Куснияровой, Дарьи Бобровой, Артема Моисеева.
автор текста Ольга Богданова

Легко ли будучи уже взрослым, лет так в 25-30, начать делать что-то с нуля? Бросить насиженное место в офисе или добавить к уже существующей профессии, которая и так занимает почти всё время, ещё одну? Мы собрали для вас вдохновляющие истории девушек, которые решились на то, чтобы научиться работать с глиной, и окунулись в это дело с головой, порой вопреки складывавшимся обстоятельствам и сомнениям, которые их посещали. Сейчас их керамика завоёвывает сердца всё большего числа людей, а они строят планы развития своего нового дела.

Юлия Пилипчатина

Харьков, Украина

33 года

Я занимаюсь керамикой два года и, можно сказать, всё ещё учусь.

Моя «керамическая история» началась, когда я купила свою первую квартиру. Она требовала ремонта, и когда я подбирала для него материалы, то наткнулась на керамическую плитку ручной работы. И влюбилась. Мне захотелось делать её самой, это казалось мне прекрасной идеей и относительно несложной задачей. 

Я пошла в художественный магазин, купила глину разных сортов, стала резать и лепить из неё квадратики с рельефом. Параллельно искала кого-то, кто смог бы мне объяснить – что дальше?

Сперва отыскала доброго человека в Полтаве, поехала к нему. Он поделился со мной всем, чем только мог. Тогда я понятия не имела, что за порошки этот едва знакомый человек суёт мне в рюкзак. А сейчас я всё ещё работаю с теми самыми пигментами для керамики. Позже я нашла в Харькове прекрасного Диму Ермолу. Он позволил обжигать мои плиточки в своей печи. И началось: Дима, а как это? А что с этим? А почему так?

Теперь кроме плитки я делаю ещё и тарелки. 

Многое в работе с глиной зависит от терпения и усидчивости самого керамиста. Ты или отращиваешь дзен и, скрепя сердце, переносишь все трещины, сколы, взрывы керамики или после второй – третьей – двадцать пятой трудности бросаешь это дело.

Уже почти семь лет я занимаюсь только тем, что мне нравится. Я иллюстрирую детские книги, и керамика никак не мешает этому занятию. Сейчас мне хочется больше времени посвящать керамике, но люблю я оба дела. Они связаны с визуализацией, это моё.

Каждое утро я провожу в комнате-мастерской, которую я обустроила в своей квартире. Мне нравится такая традиция. Я леплю, расписываю, глазурую. 

Все тарелочки, которые сделала, я фотографирую и выкладываю в Instagram, моя страница – это и есть мой магазин. Увы, у меня не хватает посуды для участия в маркетах, для этого мне нужно делать её раза в три больше. А пока меня устраивает и этот ритм. Не хочется перегореть и превратить любимое дело в конвейер. 

Мария Фёдорова

Тюмень

25 лет 

Я всегда тяготела к чему-то необычному, неординарному. В конце школы, читая брошюрку для абитуриентов Тюменского института культуры, обнаружила для себя интересную специальность «Художник декоративно-прикладного искусства», и после одиннадцатого класса школы, не раздумывая, поступила в институт на художника-керамиста. 

Тогда многие мои знакомые не понимали вообще, что это такое – заниматься керамикой, и часто задавали вопрос: «Как ты будешь зарабатывать этим на жизнь? Горшки лепить?»

Всё начиналось очень интересно, это была дорога в совершенно новый мир. Училась я с перерывами: три раза отчислялась и два восстанавливалась. В итоге решила не оканчивать институт, и выбрала работу.

На первых курсах учёбы, я, как и большинство студентов, поначалу работала официанткой. Затем я постепенно я ушла в творческие подработки – декоратор, флорист, преподаватель ИЗО. Тогда у меня уже зарождались мечты-мысли о собственной мастерской.

Переломным моментом стала моя первая поездка в Москву на День города. Там с моим будущим мужем мы гуляли по праздничной столице и всюду натыкались на керамистов, кожевенников, деревянных дел мастеров, художников... Нас тогда это очень вдохновило – в нашем городе подобного не было, и нам очень захотелось перенести похожую атмосферу, оживить культурный слой города, внести свою лепту, привить людям ценности ручного труда, рассказать об удивительном, но закрытом на тот момент мире керамики.

Осенью 2014 года стали появляться первые идеи-ростки нынешнего проекта – мастерской RetroXayc. Целый год мы работали в квартире. Обустроили себе под мастерскую отдельную, хорошо-проветриваемую комнату. Там был и первый обжиг, мне тогда было очень волнительно и захватывающе интересно! А утром не терпелось поскорее заглянуть в печь! Спустя время мы смогли открыть свою мастерскую уже в отдельном помещении.

Мы очень благодарны космосу, что всё сложилось именно так. Безумно рады сами и радуем своих учеников! Многое ещё предстоит, мы находимся в процессе постоянных экспериментов. 

Ольга Михалевская

Иркутск

27 лет

В гончарную мастерскую меня три года назад привела подруга. На втором занятии я села за гончарный круг, он был самодельный и плохо управляемый. Помню, что моя первая мало-мальски ровная тарелочка получилась примерно к пятому занятию. Училась я в большей степени сама, накапливая опыт.

По образованию я архитектор. После университета два года проработала дизайнером полиграфии, потом почувствовала, что надо заниматься более серьёзным делом, и устроилась чертёжником в архитектурно-дизайнерскую студию. Но это серьёзное дело я пыталась совмещать ещё с двумя работами – вёрсткой и гончаркой. У меня постепенно полетели все системы организма, и я отказалась от вёрстки. 

Потом занятие керамикой принесло мне доход, равный моей зарплате на чертежах... и я задумалась о том, чтобы оставить основную работу. Я долго думала и металась. Отец после нескольких сложных разговоров сказал мне: «Покупай самый лучший гончарный круг. И уходи с работы. Пока твой отец работает как железный дровосек, ты можешь пробовать себя». И я ушла.

Деньги на мастерскую, материалы и оборудование я скопила сама, ведь я работала на трёх работах в течение двух лет. Мне бы хватило и на печь (её мне купил отец), если б моя мастерская не требовала ремонта.

Я проработала в двух мастерских, прежде чем созрела до собственной. Однажды ко мне пришла девушка на мастер-класс и сказала: «Мы берём в аренду старый завод под мастерские, давай к нам!». Всё решилось за три дня. Более полугода я с группой товарищей ремонтировала помещение. Я очень благодарна всем, кто прошёл «крещение ремонтом»!

Я рыдала от счастья, когда крутила первые свои вазы на новом месте. А уж стать Повелителем Печи и не ждать обжига по два месяца – это просто вселенское счастье!

Отправной точкой в выборе своей стилистической принадлежности была статья про Эрика Лэндона из мастерской Tortus Copenhagen. Работы Эрика меня просто поразили своей сдержанностью и идеальностью. Он – моя бесконечная муза. 

Сейчас у меня есть бренд VAZULI и три человека в команде, плюс два человека приходят по необходимости. Я живу в керамическом раю, где каждый занят своим делом. Вижу, как они счастливы в нашей уютной и стильной мастерской, как ревностно защищают наш бренд, как верят в мои и свои силы. Мы учимся друг у друга, прислушиваемся к идеям, советуемся, что-то доказываем, спорим, переубеждаем. Мы в постоянном творческом тонусе!

Дарья Боброва

Воронеж

26 лет

Гончарным делом я занимаюсь всего лишь полтора года.

Как и многие люди, работающие в офисе, я мечтала о творческой работе. Но в чём это должно заключаться, я не знала вовсе, не было у меня мечты с детства стать художником или музыкантом. На тот момент мне казалось, что и талантов никаких у меня нет, что я самый обыкновенный заурядный «офисный планктон». Но было большое желание что-то поменять в своей жизни. 

На тот момент у нас в городе как раз открылась гончарная школа «Колокол», и я поспешила туда на пробный урок. После полуторачасового общения с кругом, я поняла, что могу так сидеть вечно, не отрываясь смотреть на глину, на то, как она меняется под руками. Ничто никогда не вызывало у меня такого восторга! 

Пройдя первый курс в школе, я сразу же купила себе круг и начала практиковаться дома по вечерам. Было невероятно интересно, хотелось узнать всё. Первые шаги были, наверное, самыми трудными. Важно было пробовать снова и снова, одно и то же, несмотря ни на что, и заставлять себя усилием воли не психовать. 

После месяца моего обучения гончарному делу и покупки круга ребята из школы «Колокол» предложили мне работать у них администратором. Конечно, это была серьёзная перемена, но я пошла на неё. Сомнения были, но желание в корне изменить свою жизнь было сильнее. И я думаю, мне повезло, что всё это произошло со мной в возрасте 25 лет.

За полтора года я прошла путь от администратора до преподавателя в гончарной школе. Всё это теперь в двух предложениях выглядит довольно быстро и просто, но на самом деле это был долгий и тяжёлый путь, как у Фродо от Шира до Мордора.

Долгое время моим рабочим местом был балкон. Я возила свою керамику на обжиг в школу «Колокол», но это сравнимо с конкурсом, где надо на ложке пронести яйцо и не разбить.

Конечно, рано или поздно надо было обзавестись своей печкой, но ставить её было негде. Когда мои родители поняли всю серьёзность моих намерений, они пошли мне навстречу. Сейчас благодаря им у меня есть собственная мастерская в однокомнатной квартире. Наконец-то появилось место и для работы, и для съёмки своих изделий с нормальным освещением, как я давно мечтала. 

Сейчас практически каждый день я провожу в мастерской. Два раза в неделю по вечерам преподаю в школе «Колокол» базовый курс по гончарному делу.

Самое главное для меня – развиваться как мастер. Постоянный рост, интерес и любовь к своему делу на всю жизнь – вот моя мечта. 

Ольга Богданова

Пермь

32 года

Интерес к работе с глиной появился у меня ещё в детстве. Глины, собственно, у меня тогда не было, поэтому я любила слепить все кусочки пластилина из коробки в один и делать из него разные фигуры. После школы я даже думала пойти учиться в какой-нибудь художественный вуз, но журналистика казалась мне более реальной профессией и я выбрала именно её. Мне нравится моя нынешняя работа – я редактор одной из городских газет – и я не хочу её оставлять. Но керамика занимает всё больше места в моей жизни.

Два с половиной года назад я (после нескольких лет нерешительности) всё же пошла на занятие гончарным делом. Это было так ново! Взрослый человек редко испытывает состояния, когда ему нужно осваивать что-то с нуля, а с гончарным кругом происходит именно так – сначала ты вообще не знаешь, как к нему подступиться.

Новое занятие быстро стало для меня почти что наркотиком – после работы я шла в мастерскую и занималась там до позднего вечера. Когда стало очевидно, что гончарное ремесло, похоже, безвозвратно вошло в мою жизнь, я поняла, что нужно покупать свой круг. Многие меня отговаривали – как, мол, ты будешь дома работать, столько грязи, шума. Но дома у меня чисто и совсем нешумно, круг я купила хороший, так что его почти не слышно.

Спустя полтора года, глядя на мои успехи, к керамическому увлечению подключился и мой муж. Я очень этому рада – так здорово, когда вы вдвоём увлекаетесь таким делом! Мы подменяем друг друга, если нужно вести мастер-классы, вместе думаем над тем, как лучше сделать ту или иную вещь, планируем, какой будет наша мастерская. Да, её у нас пока нет – выручают друзья-керамисты: мы пользуемся их печью и пространством мастерской.  

Самую первую свою работу я храню дома как память о том, что я всё-таки решилась взяться за гончарное дело. Я, конечно, часто мечтаю, чтобы у меня было больше времени на работу с глиной, но, то, как складывается моя жизнь сейчас, мне тоже нравится. Я люблю писать журналистские тексты и надеюсь, что смогу совмещать два этих дела так, чтобы они не только друг другу не мешали, но и помогали мне. 

Тати Кусниярова

35 лет

Краснодар

Мне кажется, что к тому времени, как я познакомилась с гончарным делом, моя жизнь представляла собой кусочки пазлов, лежащих в коробке, и как только я стала заниматься керамикой, они сложились в картинку. 

Когда я работала декоратором, то, подбирая аксессуары для оформления, я всегда обращала внимание на керамику, меня восхищала и волновала её красота. Зачастую мне нужны были определённые изделия или цветовые решения, но в городе я найти не могла, а на заказ не было времени.

Тогда я стала задумываться о том, что, возможно, я бы сама могла научиться делать керамику. И как только я начала об этом думать, мне стали попадаться статьи о гончарстве, о керамистах (видимо, Вселенная услышала меня). Рассказала мужу, и он поддержал мою идею о гончарной мастерской.

Мне нравилась моя предыдущая работа, но не могу сказать, что чувствовала себя на своём месте. Мне очень хотелось перемен, и они не заставили себя ждать! Сомнений в своём выборе я, пожалуй, не испытывала, но страшно было – просто жуть! 

Около года назад я прошла обучение работе на гончарном круге. Свои первые знания я получила в студии «Мугур» у гончара Павла Дубовцева в Ижевске, совместив поездку на родину с новым обучением. Я взяла несколько мастер-классов по основам работы за гончарным кругом, затем, вернувшись в Краснодар, купила круг и начала практиковаться.

Труднее всего мне давалось центровка и работа над собой: спешка, желание сделать всё и сразу. Но глина учит терпению и сосредоточенности! 

Я завершила проект на прошлой работе и окунулась в керамическую жизнь. Конечно, встал вопрос о помещении для мастерской. Его я нашла довольно быстро, и, что удивительно, недалеко от дома. Я сама сделала небольшой ремонт и теперь там очень даже уютно. Мне кажется, это было удивительное время волнений, усталости и дикого энтузиазма. Так, наверное, всегда, когда создаёшь что–то новое, особенно для себя.

Я люблю это удивительный мир, он так много нам предлагает! Главное – уметь видеть! Всегда обращаю внимание на разные сочетания цветов, форм, фактур и потом пытаюсь соединить их в своих изделиях. Это может быть что угодно – рисунок на ткани, старый дом, плитка на улице, узор на листьях…

Я только в самом начале пути и ещё так многому хочется научиться! Пока в моих ближайших планах – совершенствование навыков и поиск своего стиля. Я так рада, что у людей большой интерес к творчеству и так много интересных керамистов есть у нас в стране.



https://www.instagram.com/tiletiletesto Юлия Пилипчатина
https://new.vk.com/betrue.ceramics Тати Кусниярова
https://new.vk.com/vazuli38 Ольга Михалевская
https://www.instagram.com/bobrova__daria/ Дарья Боброва
https://www.instagram.com/zem9aya/ Мария Федорова
https://vk.com/grigorash_ceramics Ольга Богданова

похожие посты

Smol copy

Статья | Интервью с создательницей бренда Becoz

Small

Статья | Виниловый проигрыватель, как украшение интерьера.

Smol copy

Статья | Здесь и сейчас