издания

Блог

Вернуться

Дата | 27 января 2018

Внутренний голос

автор текста София Ледницкая
фото Дарья Авдонина

Недавно, идя по снежной улице на работу, у меня возникло жгучее желание послушать последний альбом Lana Del Ray от начала до конца, хотя я не помнила большую часть композиций. Тот внезапный порыв был сродни желанию съесть нечто очень вкусное и вредное. Оставшаяся часть дня была проведена в предвкушении вечера, когда я смогу послушать музыку, лежа в теплой кровати, или даже смогу потанцевать. Задача была выполнена в тот же день весьма успешно и своевременно, потому что, как выяснилось на следующее утро, накопленная усталость и своеобразная тяжесть в душе ушла. 

Чем был вызван такой сигнал? Почему мне захотелось послушать именно музыку, определенную музыку, вместо того, чтобы реагировать на усталость более простым и обыденным способом, например, украсить вечер бокалом вина или попытаться пораньше лечь спать?

Вопрос сложный и, наверное, необъяснимый. Трудно представить, почему нас задевают определенные вещи, навсегда оставаясь в памяти, и по какой причине они вдруг проявляются в нашем сознании, как фотография на пленке. 

Со временем каждый человек создает свой набор тем, эмоций, желаний, который проецируются на выбор книг, песен, фильмов, картин, мероприятий и многое другое. Следовательно, наши интересы, настроения, жизненные ориентиры всегда находятся в изменчивом состоянии. В моем случае данные изменения наглядно выражаются в выборе музыке. Эти изменения я называю «волнами». Ни с того, ни с сего на меня может «нахлынуть» волна прекрасных французских композиций 60-х годов, через две недели я буду засыпать под мелодии современной группы «Cigarettes after sex», а через месяц моя квартира и все вокруг будет сотрясаться под музыку 80-х. Аналогичный подход касается и выбора фильмов для просмотра в домашней обстановке, и зачастую мое настроение и настроение эпохи и плодов творчества именитых и не очень деятелей искусства совпадают, что кажется логичным. 

И все же, почему мы проходим через эти «волны»? Как мы находим то, что нам нравится? Почему на нас внезапно обрушиваются желания что-то прослушать или посмотреть?

Мы постоянно ищем недостающие части, требующиеся для создания баланса в нашей душе, и зачастую восполняем эти пробелы с помощью искусства. Быть может, наш выбор продукта творчества обусловлен нуждой в поддержке со стороны самих творцов, ведь что человек стремится выразить с помощью любого вида искусства? Свои эмоции. Свои далеко запрятанные или рвущиеся наружу чувства.

Мы желаем разделить свои переживания и мысли с живыми существами, а чтобы быть понятыми и принятыми наверняка, человек обращается к творчеству. В итоге, мы и выбираем нечто, будь то песня или картина, что выражает сходное чувство творца и зрителя – общую скорбь, общую радость, общую задумчивость.

Но иногда нам требуется другое: смена обстановки, смена внутреннего настроя, и что, как не искусство, может нам помочь? Как сказал современный философ и писатель Ален де Боттон: "Искусство обладает очень важной задачей – оно дает нам надежду." Надежду на будущее, надежду на исцеление, надежду на перемены к лучшему. Искусство, безусловно, лечит, как творцов, так и зрителей.

Тем не менее, нам никогда не разобраться в сложных механизмах работы мозга. Нам никогда не понять самих себя до конца. Но, быть может, мы сами, наше тело пытается помочь нам найти противоядие от скуки, меланхолии, усталости, выбирая из ранее прослушанных/прочитанных/просмотренных творений нечто, что может привести нас в чувство.

Душа, как и тело, подсказывает нам, где болит. Разница в том, что зачастую сам разум преподносит варианты ответов, а нам остается только решить, что выбрать. Помощь приходит изнутри, и внутренний голос шепчет нам: «Надень наушники, выключи свет, и послушай вот это».