издания

Блог

Вернуться

Дата | 25 ноября 2014

Интервью с Юлией Солониной: Техника ручной набойки

фотографии Артема Ибатуллина
интервью Татьяны Илларионовой

Юлия Солонина живет в Санкт-Петербурге, занимается ручной набойкой, шьет одежду, любит гулять в лесу с двумя Джек-Рассел-терьерами, мечтает о маленьком магазине вместе с домиком в небольшом приморском городке.

Техника нанесения рисунка на ткань  очень древнее искусство, возникшее задолго до появления механических устройств, которые позволили упростить этот процесс, но в то же время лишили его некой душевности, особенной детальной проработки и того духа, который есть лишь у вещей, которые производятся вручную.

Но в наше время снова возникает интерес к предметам ручной работы, и благодаря таким мастерицам как Юля Солонина, мы можем увидеть как возрождается техника ручной набойки, где и как ее можно применять.

Мы побывали у Юли дома и задали пару вопросов о ее работе.

Привет, расскажи, пожалуйста, как ручная набойка появилась в твоей жизни и почему ты стала заниматься именно этим ремеслом?

После окончания Художественно-промышленной академии я долго находилась в поиске, работала в рекламных агентствах и с частными заказами и достаточно быстро поняла, что это не для меня. Мне всегда нравилось создавать вещи своими руками, всегда нравилась подвижная работа. Я выросла в российской глубинке (знаю, как посадить и вырастить помидоры), и мне с детства очень нравились ткани, магия узоров и плетения рисунков. Я проделала длинный путь и в один прекрасный день познакомилась с мастером по набойке, одним из немногих, кто сейчас работает в этой технике. Ей понравилось то, что делаю я, а мне оказалась очень близка эта тематика. Именно так началось мое знакомство с техникой набойки. И чем больше я погружалась в процесс, тем больше мне хотелось развиваться в этом направлении. 

Как получается рисунок на ткани? Опиши, пожалуйста, вкратце процесс.

Все начинается с придумывания рисунка, когда он готов, эскиз посылают в Индию, где резчик вырезает по нему набивную доску или маленький штампик. После того как получаешь долгожданную посылку, начинается работа.

По технологии все просто  на штамп наносится краска, сейчас это акрил для текстиля. Я пользуюсь американскими красками, так как они имеют более легкую текстуру. Затем штамп прижимается к ткани, простукивается (отсюда появился термин «набойка») — и, собственно, все. Далее краску надо закрепить, следуя инструкции.

Где ты берешь штампы для работы? Из какого они материала?

Все штампы делаются на заказ в Индии из специально подготовленного и обработанного дерева. Узоры вырезаются вручную, что может показаться несколько архаичным, но именно это придает им естественность и своеобразие. Первое время я пользовалась тем, что предлагали резчики, но со временем стала придумывать собственные узоры и рисунки и на сегодняшний день больше работаю со штампами по своим эскизам.

Ты сама придумываешь рисунки на ткани или используешь какие-то древние орнаменты и символики?

Мне всегда были близки узоры и орнаменты, созданные природой, поэтому в основном я использую то, что можно найти в лесу и в поле – листья, травы, цветы, животных. Иногда делаю доски с русскими набивными орнаментами, но очень простыми, не несущими никакого сакрального или обережного значения.

Мы знаем, что помимо набойки ты в своем творчестве используешь светочувствительные краски, расскажи, пожалуйста, как они работают?

Да, наступил такой момент, когда захотелось двигаться дальше и работать не только с набойкой. Создание принтов на ткани с помощью светочувствительных красок оказалось очень увлекательным и многоплановым делом. Краски я использую заводские, американского производства, сертифицированные и безопасные для человека и окружающей среды. Принцип работы красок достаточно прост: в них содержится компонент, который при контакте с солнечным светом или ультрафиолетовым излучением приобретает определенный цвет. Вкратце процесс выглядит так: вы наносите светочувствительную краску в затемненном помещении, прикладываете травы, листья или трафареты, после чего выставляете ткань на солнечный свет или под УФ-лампу на 2030 минут на засветку, затем выстирываете с ткани остатки раствора. Вот и все.

Поделись своими планами на будущее, как ты видишь себя и свое дело через пару лет?

Жизнь  замечательная вещь и предоставляет тебе удивительные возможности, а твое дело уже — воспользоваться ими или нет. Так происходит и сейчас, что-то ведет меня по жизни. Кто-то назовет это Богом, кто-то иначе, это не так важно, я просто следую своему пути. Возможно, совсем скоро все изменится, но тогда об этом будет следующее интервью. Скажу одно: набойку и цианотипию я не оставлю, возможно, просто перейду на иной уровень. А в идеале, конечно, мечтается о маленьком магазине вместе с домиком в небольшом приморском городке. Надеюсь, так и будет.