Техника нанесения рисунка на ткань — очень древнее искусство, возникшее задолго до появления механических устройств, которые позволили упростить этот процесс, но в то же время лишили его некой душевности, особенной детальной проработки и того духа, который есть лишь у вещей, которые производятся вручную.
Но в наше время снова возникает интерес к предметам ручной работы, и благодаря таким мастерицам как Юля Солонина, мы можем увидеть как возрождается техника ручной набойки, где и как ее можно применять.
Мы побывали у Юли дома и задали пару вопросов о ее работе.
Привет, расскажи, пожалуйста, как ручная набойка появилась в твоей жизни и почему ты стала заниматься именно этим ремеслом?
После окончания Художественно-промышленной академии я долго находилась в поиске, работала в рекламных агентствах и с частными заказами и достаточно быстро поняла, что это не для меня. Мне всегда нравилось создавать вещи своими руками, всегда нравилась подвижная работа. Я выросла в российской глубинке (знаю, как посадить и вырастить помидоры), и мне с детства очень нравились ткани, магия узоров и плетения рисунков. Я проделала длинный путь и в один прекрасный день познакомилась с мастером по набойке, одним из немногих, кто сейчас работает в этой технике. Ей понравилось то, что делаю я, а мне оказалась очень близка эта тематика. Именно так началось мое знакомство с техникой набойки. И чем больше я погружалась в процесс, тем больше мне хотелось развиваться в этом направлении.
Как получается рисунок на ткани? Опиши, пожалуйста, вкратце процесс.
Все начинается с придумывания рисунка, когда он готов, эскиз посылают в Индию, где резчик вырезает по нему набивную доску или маленький штампик. После того как получаешь долгожданную посылку, начинается работа.
По технологии все просто — на штамп наносится краска, сейчас это акрил для текстиля. Я пользуюсь американскими красками, так как они имеют более легкую текстуру. Затем штамп прижимается к ткани, простукивается (отсюда появился термин «набойка») — и, собственно, все. Далее краску надо закрепить, следуя инструкции.
Где ты берешь штампы для работы? Из какого они материала?
Все штампы делаются на заказ в Индии из специально подготовленного и обработанного дерева. Узоры вырезаются вручную, что может показаться несколько архаичным, но именно это придает им естественность и своеобразие. Первое время я пользовалась тем, что предлагали резчики, но со временем стала придумывать собственные узоры и рисунки и на сегодняшний день больше работаю со штампами по своим эскизам.
Ты сама придумываешь рисунки на ткани или используешь какие-то древние орнаменты и символики?
Мне всегда были близки узоры и орнаменты, созданные природой, поэтому в основном я использую то, что можно найти в лесу и в поле – листья, травы, цветы, животных. Иногда делаю доски с русскими набивными орнаментами, но очень простыми, не несущими никакого сакрального или обережного значения.
Мы знаем, что помимо набойки ты в своем творчестве используешь светочувствительные краски, расскажи, пожалуйста, как они работают?
Да, наступил такой момент, когда захотелось двигаться дальше и работать не только с набойкой. Создание принтов на ткани с помощью светочувствительных красок оказалось очень увлекательным и многоплановым делом. Краски я использую заводские, американского производства, сертифицированные и безопасные для человека и окружающей среды. Принцип работы красок достаточно прост: в них содержится компонент, который при контакте с солнечным светом или ультрафиолетовым излучением приобретает определенный цвет. Вкратце процесс выглядит так: вы наносите светочувствительную краску в затемненном помещении, прикладываете травы, листья или трафареты, после чего выставляете ткань на солнечный свет или под УФ-лампу на 20–30 минут на засветку, затем выстирываете с ткани остатки раствора. Вот и все.
Поделись своими планами на будущее, как ты видишь себя и свое дело через пару лет?
Жизнь — замечательная вещь и предоставляет тебе удивительные возможности, а твое дело уже — воспользоваться ими или нет. Так происходит и сейчас, что-то ведет меня по жизни. Кто-то назовет это Богом, кто-то иначе, это не так важно, я просто следую своему пути. Возможно, совсем скоро все изменится, но тогда об этом будет следующее интервью. Скажу одно: набойку и цианотипию я не оставлю, возможно, просто перейду на иной уровень. А в идеале, конечно, мечтается о маленьком магазине вместе с домиком в небольшом приморском городке. Надеюсь, так и будет.