издания

Блог

Вернуться

Дата | 14 февраля 2018

Любовь в монохроме

текст Елены Чернышевой

Небольшая революция в честь Дня Всех Влюбленных: смотрим неочевидные и прелестные фильмы советского кинематографа в безупречном монохроме.

Говорить о советском кино непросто: слишком много предрассудков с ним связано. 

И первоочередно, это страх встретиться с чем-то чересчур идеологичным или не совсем интересным (особенно в самый романтичный вечер года). Однако, не одними лишь звонкоголосыми комедиями и патриотичными эпосами известен советский кинематограф. Есть еще одна грань не столько самого искуства сколько бытования того времени. 

И определение этой жемчужине - искренность. 

Пусть Ваша любовь будет красивой и честной!


1."Двое" М.Богин.

Любовь - это музыка для двоих.

Беззащитная трогательность задает вектор практически неизвестному широкому зрителю фильму «Двое» режиссера Михаила Богина . Пространство картины буквально дышит этой чистотой и свободой, которые нельзя изобрести, в них нужно БЫТЬ. Главные герои говорят, а точнее общаются с помощью листа бумаги (главная героиня Наташа глухонемая) как раз казалось бы излишне поэтизированным и от того будто невозможным языком: 

-А на что похожа ваша музыка?
-На шум ветра, на колыбельную… 

Но им веришь. Именно так они и разговаривают взаправду. Точнее Наташа говорит глазами и этот взгляд завораживает не только очаровывающегося ей музыканта Сергея, но и зрителя. Это и есть магия кино — влюбляться в музыку Другого.



2. "Городской романс" Тодоровский.

Любовь — это сейчас.

Стена дождя, заснеженная неторопливая Москва и крупные планы Марии Соломиной, удивительно похожей на всех одновременно муз французской новой волны. Одним словом, безукоризненный визуальный ряд, но вроде бы знакомая история фильме «Городской романс» П. Тодоровского. Действительно, в сюжете не ничего необычного. Маша влюбляется, а Женя не сильно, но когда она уже теряет прежние чувства, он, как водится, прозревает. Впереди открытый финал, и это важно. Фильм о том, как важно любить сейчас, вот сегодня, пока оно рядом. 

3. "Любить" М.Калик

Любить — это глагол.

С деловитой серьезностью режиссер и герои фильма задаются вопросом, что такое любовь, попутно творя кинематографическую революцию. Контрасное сочетание гиперболизированной актерской игры с документальными монологами людей неожиданно сливаются в одное целое, и тут уже не знаешь кто играет и вообще играет ли кто-то. Опрашиваемые на улицах люди напряженно смотрят в камеру и выдают почти научный поток мыслей о том, что же такое любовь. Появление священнослужителя в числе героев переворачивает с ног на голову повествовательную линию, и зритель всецело оказывается на стороне другого кинематографа, которому нет никакого определения, как и самой любви. Ведь любовь-это любить.

И важно, этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради неповторимых композиций Таривердиева.

Жить — это любить.

"А с другой стороны, кто скажет - разве один счастливый миг любви и радость дышать и бродить ясным утром, упиваясь свежим воздухом, не стоят всех тех страданий, с которыми связана жизнь? Жизнь - уникальный дар и брошенный вызов. Ничем иным ее измерить и оценить нельзя, как нельзя дать разумный ответ на вопрос: "Стоит ли жить?" - потому что сам этот вопрос лишен всякого смысла." Эрих Фромм 

Будьте смелыми и нежными! Смысла никакого нет, но это того стоит.